Загрузка изделий на политой обжиг

Просмотров: 2239Комментарии: 0
Политой обжиг

Глазурованный товар в зависимости от его вида может быть размещен в печи на различных огнеупорных приспособлениях, например «крестиках». Полки и под печи посыпают песком, кремнем или другим огнеупором в том случае, если с некоторых изделий глазурь сильно стекает. (На производстве «крестики» применяются в основном при муфельном обжиге фаянса).

Огнеупорные приспособления

Огнеупорные приспособления "крестик" (а) и "шпилька" (б)

Белый товар (фарфор, фаянс) ставят в капсели — в основном круглые коробки, изготовленные из шамота и огнеупорной глины, чтобы защитить его от копоти и тонкой вылетающей вместе с топочными газами золы, что особенно важно при дровяном, торфяном и угольном отоплении печей с открытым пламенем

Надо помнить, что многие глазури, перед тем как разлиться в гладкую поверхность («зеркало»), склонны к пузырению и расширению, а красящие вещества одной глазури, если они летучи, могут воздействовать на соседние изделия, поэтому между ними нужно оставлять достаточный просвет.

В учебных мастерских, в которых одновременно обжигается малое количество, например, плит и обжиг проводится в небольшом муфеле, — загрузка их не представляет трудностей. Изделия можно разместить прямо на печном поду, позаботившись лишь о том, чтобы на боках и тыльных сторонах плит не было натеков сырой глазури. При обжиге же значительного количества плит их выгоднее помещать в прямоугольные огнеупорные короба с приспособлениями для поддержки плит (выступы на стенках).

Толстые плиты можно размещать с просветом между ними в горизонтальном положении, а тонкие — лучше ставить на ребро, но при уверенности в достаточной вязкости расплавленной глазури. Каждую пару плит устанавливают при этом неглазурованными сторонами друг к другу. Во избежание запыления нижних плит загрузку надо начинать с верха печи.

Капсель

Импровизированный капсель из двух "мягких" теплоизоляционных блоков, пропиленных ножовкой

Отдельные плоско-полые изделия можно устанавливать на «крестики» или «шпоры». Оставшиеся метки от глазури после того, как «крестик» отобьют, зашлифовывают.

блюдо поставленное на крестик

Блюдо, поставленное на "крестик" и огнеупорную подставку

Если ножка плоско-полого изделия предварительно очищена от сырой глазури, то оно может быть поставлено основанием непосредственно на под печи или полку, которые всегда покрывают защитным слоем кварца или глинозема с добавкой, например, 10—15% каолина. Белый высокожгущийся товар (фарфор) ставят в промазанный глиноземистым составом капсель.

на кварцевой подсыпке

Фарфоровое блюдце в простом капселе на кварцевой подставке

В настоящее время принятые в заводской практике формы капселей пересматриваются; их стремятся сделать наиболее экономичными по вместимости, по сроку службы, а также предупреждающими деформацию.

На рисунке показан способ размещения изделий (фаянса) на трехгранных шпильках (кассета). Для этой цели используют также специальные клинья, надевающиеся на стойки этажерки.

Огнеупорная кассета

Огнеупорная кассета для бескапсельного политого обжига фаянсовых изделий (в собранном виде)

На другом рисунке изображена бескапсельная загрузка майоликовых изделий в малой печи. Стойки перекрывают толстыми шамотными пластинами. Глазурованные изделия, кроме того, желательно поставить на «крестики».

бескапсельная загрузка

Бескапсельная загрузка майолики с помощью стоек и плит

Светлоглазурованный товар можно обжигать в плотно перекрывающихся капселях (обечайках), внутренность которых смазывают специальной белой массой (каолин с глиноземом, а иногда — с глазурью). Если применяется глазурь одного цвета, то для экономии места меньшие изделия рекомендуется перекрывать более крупными.

Склонная к деформации тарелка даже из твердого фарфора проектируется с учетом того, что произойдет не только общее геометрическое изменение размера, не нарушающее заметно ее пропорций, но и изменится ее композиционная форма. Изменится угол наклона борта по отношению к плоскости дна, т.е. борт отвиснет, вследствие чего края тарелки растянутся по окружности.

изменение формы

Изменение композиционной формы фарфоровой тарелки после обжига:

1 - форма тарелки до обжига, 2 - после обжига

Деформация цилиндрического полого тела может быть такой, как показано на рисунке (втягивание стенок), а фарфорового изделия с ручкой и носиком (чайник) даст в поперечном разрезе эллипс.

Возможная деформация

Возможная деформация цилиндрического полого тела

Изменение формы

Изменение формы изделия с ручкой и носиком

Сказанное заставляет предусматривать меры (допуски) как при проектировании формы изделия, так и при его обжиге.

При обжиге, например, чайной круглой чашки ее ставят на круглый конусообразный промазанный диск (бомзу) вверх дном. Бомза способствует сохранению правильной окружности чашки, так как, сокращаясь в размере, последняя как бы «ползет» по правильному конусу, не изменяя заметно своей конфигурации. Существуют и иные формы бомз.

Для обжига высокожгущихся отдельных чаш или ваз можно наложить сверху бисквитно обожженное кольцо, смазанное глиноземом. Отдельные места затем шлифуют. Еще недавно для этого применяли специальный камень — «олонецкий».

Внедрен в производство способ обжига круглых полых изделий (чашек, блюдец) в спаренном виде. Так, две чашки склеиваются по верхнему краю друг с другом. В качестве склеивающего материала используют столярный клей, в который вводят 20—30% высокопрокаленного тонкозернистого глинозема.

Примеры загрузки

Примеры загрузки

Примеры загрузки изделий

а - загрузка чашек на кружок, б - легкое бисквитное кольцо сверху, в -загрузка чашек в спаренном виде

После обжига кромки чашек должны быть тщательно отполированы до блеска или дополнительно обожжены с весьма легкоплавкой глазурью; на производстве обычно ограничиваются лишь шлифованием и полированием.

Скульптурные изделия сложной конфигурации (с наклоном поставленный корпус тела, а также далеко отходящие от корпуса части тела, например руки и ноги балерины «в движении») наиболее подвержены деформации. Поэтому их обжигают со специальными, обожженными на бисквит, подпорками или кожухами, возможно меньше соприкасающимися с глазурованной поверхностью.

Скульптура

Скульптура с подпорками у легко деформирующихся мест при обжиге

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)