Механизированное изготовление плиток для полов

Просмотров: 2516Комментарии: 0
Примеры архитектурно-строительной и садово-парковой керамики

Коврово-узорчатые и мозаичные плитки. Плитки для полов отличаются от фаянсовых (облицовочных стеновых) тем, что они обладают каменным малопористым черепком с водопоглощением в основном не выше 4%, не глазуруются и лишь при необходимости масса их прокрашивается. В зависимости от метода приготовления масс они могут состоять из единой глинистой смеси, или быть наслоенными, когда на основную массу напрессовывают более тонкий, целиком окрашенный или рисунчатый поверхностный слой толщиной 3—5 мм.

Такие плитки применяют не только для настила полов, например, в банях, эксплуатирующихся в весьма трудных влажных условиях, но и в вестибюлях клубов и театров, когда одновременно решаются задачи декоративного и архитектурного значения.

Плитки выпускаются следующих геометрических форм: квадратные, прямоугольные, шестигранные, пятигранные, половинки шестигранных и др., а кроме того, — плинтусные плитки для обрамления пола: прямые и угловые. В зависимости от площади каждой плитки ее толщина находится в пределах 10—13 мм. В последнее время стали выпускать и более тонкие плитки — толщиной 8 мм. Распространенные размеры основных форм плиток по длине и по ширине: 100 или 150 мм. Отечественная промышленность выпускает половые плитки 15 типов.

Лицевая поверхность плиток не всегда гладкая; она может иметь тисненый рельеф. Это делается не столько для декорирования, сколько из соображений специфики назначения плиток, чтобы уменьшить скольжение.

В ГДР изготовляют квадратные плитки для лестниц размером 170X170 мм, толщиной 23 мм. Для уменьшения опасности скольжения, помимо ребристых и бугристых плиток, добавляя в массу карборунд, получают «шершавые» плитки В Советском Союзе плитки с рифленой лицевой поверхностью изготовляют по особому заказу.

Плитки могут быть одноцветными и многоцветными (коврово-узорчатыми) с рисунком и без него. На отечественных заводах изготавливают также малые мозаичные плитки, из которых тут же составляют орнаментированные карты (плитки, наклеенные на крафт-оберточную бумагу), позволяющие осуществлять коврово-мозаичный настил. Размеры квадратных мозаичных плиток — от 23 до 48 мм, толщина 6—8 мм.

В ГДР изготовляют весьма небольшие плиточки для так называемой малой мозаики; это камешки размером 10X10 мм, применяемые для украшения ниш, зимних садов, для выстилки бассейнов, для изображения геральдических знаков и пр. Мозаичные камешки изготовляют не только из каменного товара, но и из фарфора с матовой или блестящей поверхностью. Последние делают четырехугольными (18X18 мм и больше), шестиугольными (25X29 мм и больше), с круглым разрезом (35X35 и больше), со звездчатым контуром (40X35 мм). Они также наклеиваются как готовый орнамент на карты самим заводом-изготовителем, и их остается лишь прикрепить к декорируемой поверхности.

Часто для художественной керамической мозаики требуются камешки весьма разнообразной формы. Для этого заготовляют пластинки толщиной 6 мм, длиной 140—150 мм и шириной 8—20 мм. Затем их посредством молотка и зубила раскаливают на небольшой наковальне. Если пластинки глазурованы, то при этом глазурь частично откалывается, в результате чего возникают дефекты на мозаичной поверхности. Поэтому для высокохудожественных работ пользуются пластинками, отдельно глазурованными.

Для изготовления каменных плиток (метлахских) применяют тугоплавкие и огнеупорные глины с высоким содержанием глинозема (Аl2O3), доходящим до 33% в прокаленном материале. Необходимым качеством таких глин является большой интервал между температурой спекания и температурой начала деформации. Известная огнеупорная часовъярская глина имеет большой интервал: спекание — деформация, а, например, кембрийская (ленинградская) — весьма малый.

Каким бы методом не приготовлялась масса (пластическим, шликерным), для плиток во всех случаях надо перейти к полусухой порошковой массе с влажностью 7—9% (пресспорошок), так как она будет формоваться на прессах высокого давления (кроме облицовочных малых плиток, изготовляемых литьем). При использовании таких глин, как никифоровская, дружковская и других однородных, имеющих достаточно большой интервал спекания, — пригоден способ полусухой подготовки. Он прост и предусматривает лишь дробление глины, помол и просеивание.

При использовании нескольких глин, а также при вводе весьма большого количества отощающих и камневидных материалов целесообразно применить все же шликерный способ, обеспечивающий хорошее смешение распущенных глин с измельченными в шаровых мельницах камневидными материалами с большим количеством воды (55—65%). Эту смесь (суспензию) обезвоживают на фильтрпрессах до влажности 22—24%, а затем с помощью ленточного пресса получают так называемые валюшки, которые подсушивают и дробят. Можно также сразу резать массу (коржи) на коржерезке, а затем их сушить.

Каменные плитки прессуют из пресспорошка на гидравлических, фрикционных и других прессах под давлением 250—300 кГ/см2 и выше.

Коврово-узорчатые большие плитки изготовляют с помощью форм, в которые вставляют ячейковые шаблоны, заполняемые различно прокрашенными массами.

Малые мозаичные плитки прессуют в многоместной форме, число мест в которой в зависимости от пресса и размера плиток доходит до тридцати пяти.

Наиболее эффективна сушка плиток, уложенных стопками по 20—35 шт., на этажерках печных вагонеток, на которых они направляются в обжиг без перекладки, с влажностью 2%. Обжиг плиток производят при температуре 1100—1200°С в туннельных и газокамерных печах. В последних плитки в основном обжигают в капселях.

Мозаичные плитки можно обжигать в капселях в периодически действующих печах. После обжига их наклеивают в соответствии с заказанным рисунком на плотную бумагу размером 0,4х0,6 м.

Область применения керамики с каждым годом расширяется. Появляются новые ее виды; например, керамисты работают над технологией изготовления керамических радиаторов для отопления помещений и др. На некоторых заводах освоили механизированный способ литья плиток небольшого размера, что позволило расширить их производство. Будущность архитектурно-строительной керамики представляется весьма широкой, поэтому учащемуся керамисту-художнику надо быть готовым к ее освоению и умелому применению.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)