Терра-аргета (лаки)

Просмотров: 1934Комментарии: 0
Некоторые способы декорирования керамики

Под названием «терра-аргета» или просто «аргета» объединяют техники покрытия керамических изделий тонкой лакообразной глинистой пленкой, дающей слабый блеск. Сюда входят и древнеримские красные покрытия под названием «терра-сигиллята», и греческие черные «терра-нигра», и некоторые другие.

Эффект пленочного покрытия напоминает глянцевитую пленку, которую можно сравнить с пленкой, образующейся после грозового дождя над высохшей глинистой лужей, хорошо видимую, если стоять против света.Далее...

Керамическая инкрустация

Просмотров: 1808Комментарии: 0
Некоторые способы декорирования керамики

Данный метод состоит из несквозного, под известным углом, вырезания углублений в поверхности и впрессовывания в эти места однотипных пластичных масс различных цветов.

На майолике и фаянсе этот способ впервые применили во Франции.

Фляндровочный рисунок

Просмотров: 1708Комментарии: 0
Некоторые способы декорирования керамики

Фляндровка известна на Руси с X века. Только что залитое ангобом изделие быстро помещают на турнетку. Там, где намечено сделать фляндровочный рисунок, проводят наполненной контрастным ангобом (еле касаясь изделия) грушей спиральную или волнообразную линию, на которую или около которой наносят другими ангобами кружочки, точки или несколько более толстых линий. Если изделие крупное и на него предполагается нанести довольно крупный рисунок, то деревянной рогулькой (Г образная палочка с острым концом) чередуют движения перпендикулярно нанесенным линиям (вверх — вниз), создавая характерный фляндровочный рисунок.Далее...

Окрашивание гипсовой формы

Просмотров: 1567Комментарии: 0
Некоторые способы декорирования керамики

Разобранная чистая гипсовая форма, протертая для увлажнения губкой, раскрашивается окрашенным шликером по задуманному рисунку. Затем она по возможности быстро собирается и заливается белым литейным шликером, как обычно. Потом изделие глазуруют.

Английские керамисты широко применяли подобный метод для изготовления изделий голубого с белым.

Составы некоторых ангобов ЛВХПУ (подглазурные шликеры)

Просмотров: 1593Комментарии: 0
Некоторые способы декорирования керамики

Белый основной ангоб состоит из следующих компонентов: 30% шамота из часовъярской глины, 30% часовъярской глины, 10%, каолина, 20% кварцевого песка, 10% мела. После измельчения он должен полностью пройти через сито 4900 отв/см2. К белому ангобу добавляют красители производства Дулевского или Киевского керамических заводов или просто красящие окислы и соли металлов. Данные для красящих добавок рассчитаны сверх 100% по отношению к основному ангобу.Далее...

Ангобирование

Просмотров: 2127Комментарии: 0
Некоторые способы декорирования керамики

Эта техника (см. Ангобирование) весьма разнообразна как в отношении состава ангобов, так и по приемам работы и назначению. В одних случаях ангобирование служит лишь целям декорирования, а в других — для уменьшения водопроницаемости черепка. При изготовлении, например, ванн из шамотизированных масс (фейертоновых) их покрывают белым ангобом, а затем глазуруют. Особым ангобом покрывают черепицу, чтобы уменьшить ее водопоглощение.Далее...

Процарапывание и вырезание контура (гравирование)

Просмотров: 1751Комментарии: 0
Некоторые способы декорирования керамики

Для гравирования можно пользоваться самостоятельно изготовленным резцом — шкицовкой. Он представляет собой гвоздь, вбитый в деревянную ручку, шляпка которого сплющена и затем обточена полукругом, как хозяйственная полукруглая сечка. Гравирование сырого изделия производят по хорошо подвяленной глине.

Выявленные контуром места заполняются глазурью, которая, оттягиваясь от процарапанного контура, хорошо выявляет узор.Далее...

Налепка форм (веджвудские камеи — «аппликации»)

Просмотров: 1824Комментарии: 0
Некоторые способы декорирования керамики

В старину это украшение применялось весьма широко как английскими керамистами, так и при изготовлении рейнской каменной посуды, покрытой обыкновенно одноцветной глазурью.

Перенесение налепки с помощью формы видно из схемы. Рельефы формуются из пластичной, просвечивающей после обжига массы, с помощью небольших тонко детализированных форм. Формы для промышленных работ делают из «бисквита». Отформованные детали или части их осторожно поднимают шпателем и наносят на кожетвердое изделие, поверхность которого смочена не шликером (во избежание загрязнения фона), а водой с помощью кисти.Далее...

Сверление и вырезание

Просмотров: 1654Комментарии: 0
Некоторые способы декорирования керамики

Первоначальный рисунок должен быть очень прост и состоять, скажем, из кружков, овальных листиков и т.п с довольно большими расстояниями от просветов.

В местах, которые подлежат вырезанию, делают небольшие наколы и с малым давлением (первоначально — сверлом от руки) просверливают тонкие отверстия. Затем заточенным с обеих сторон ножом с тонким лезвием вырезают рисунок. Массу режут под некоторым углом, благодаря чему достигается иллюзия выреза, который на самом деле меньше, чем будет казаться.Далее...

О фаянсовых глазурях

Просмотров: 1731Комментарии: 0
Глазури и эмали

Фаянсовые глазури более легкоплавки, чем фарфоровые Их изготовляют как бесцветными, так и цветными. Кроме того, они могут быть с пониженной и повышенной температурой розлива. Первые применяются в основном для получения декоративных изделий, в которых нужно подчеркнуть красочный эффект декора; они обжигаются в среднем при 1000°С; могут использоваться и для майолики. Вторые идут для твердого бытового фаянса, в котором часто используют подглазурную живопись.Далее...

О фарфоровых глазурях

Просмотров: 1709Комментарии: 0
Глазури и эмали

Указанные выше глазури могут быть применены для весьма разных видов керамики при условии их согласованности с ней. Фарфоровые же глазури идут в основном для фарфоровых масс. Сходство составов с составами черепка в значительной степени облегчает пригонку их к черепку. Изготовление их просто, так как они в основном сырые, но измельчение весьма тонкое, контролируемое ситом 10 000 отв/см2.Далее...

О соляных и других глазурях

Просмотров: 1663Комментарии: 0
Глазури и эмали

В настоящее время так называемые парообразующие составы, к сожалению, редко применяются в качестве глазурей для декоративной керамики.

Одним из способов глазурования небольших скульптур, в которых очень важно сохранить тонкие детали лепки, является обжиг их в капселе, покрытом изнутри легколетучей глазурью, например свинцово-борной. При этом пары осаждаются на изделии очень тонкой пленкой.

С ХII столетия известна так называемая соляная глазурь.Далее...

О натуральных глазурях

Просмотров: 1751Комментарии: 0
Глазури и эмали

Глина, содержащая в своем составе достаточное количество плавней, может служить глазурью. Например, ранняя американская каменная керамика (кувшины, кружки и др.) покрывалась подобными глазурями благодаря наличию месторождений так называемых шликерных глин (Олбани и др.).

28. У нас в СССР подобные указанным глазури были разработаны в Технологическом институте имени Ленсовета.

Состав фритты (в %): кирпичная глина — 66,3, суперфосфат — 12,7; борная кислота — 21,0 Этот состав дает легкоплавкую эмаль коричневого цвета.Далее...

О глазурях для бытовых и декоративных каменных изделий

Просмотров: 1607Комментарии: 0
Глазури и эмали

Глазури для каменного товара обжигают обычно при 1150—1200°С. В качестве плавня в них входит главным образом полевой шпат или карбонаты кальция совместно с полевым шпатом; часто добавляют соединения цинка.

29. Приведем состав шихты синей глазури по Л М Блюмену (в %): мел — 15,0; полевой шпат — 42,0; кварцевый песок — 27,5; каолин — 15,0; окись кобальта — 0,5

30. Так называемые бристольские сырые глазури содержат довольно большое количество окиси цинка.Далее...

Глазури кракле

Просмотров: 2148Комментарии: 0
Глазури и эмали

Ниже приведен пример одной из таких глазурей.

27. При использовании медных глазурей и глазурей «восстановительного огня» можно получить на красном фоне темно-красное кракле.

Для каменного товара рекомендуется следующий состав фритты (в в. ч.): прокаленная бура — 40,4; мрамор — 30,0; сурик — 114,0; кварц — 100,0.

Состав глазури (в в. ч.): фритта — 280,0; отмученный каолин — 20,6; окись меди — 4,5.Далее...

О краклировании глазурей

Просмотров: 1809Комментарии: 0
Глазури и эмали

Преднамеренно получаемый равномерный цек, вследствие слишком большого коэффициента термического расширения глазури по сравнению с коэффициентом расширения черепка и, таким образом, из-за возникновения больших напряжений, — может создать красивую сетку трещин на поверхности глазури; этот эффект носит название кракле.

Для выявления и подчеркивания сетки в нее после обжига втирают красящие окислы, надглазурные краски, растворы красящих солей, сахара, крепкого чая и др.Далее...

Глазури «восстановительного огня»

Просмотров: 2101Комментарии: 0
Глазури и эмали

Рассмотрим наиболее эффектные из этих глазурей.

24. Состав фритты (в в.ч.): глет — 33,5; мел — 7,0; поташ — 35,9; безводная бура — 104,7; кварцевый песок — 92,4

После сплавления на 100 в. ч. данной фритты добавляют 1,25 в. ч. AgNO3 (ляпис) и 2 в.ч. СuО и тщательно измельчают в сухом виде. Полученную глазурь наносят на предварительно эмалированную поверхность. Хорошей «подкладкой» служит цирконовая эмаль типа 348 (см.Далее...

О кристаллизации глазурей

Просмотров: 1749Комментарии: 0
Глазури и эмали

При известном режиме обжига и охлаждения многие глазури кристаллизуются, но далеко не каждая глазурь образует кристаллы, способные украсить поверхность изделия. А между тем, существуют глазури, при определенных условиях дающие исключительно декоративные кристаллы, например глазури, содержащие цинк, образующие кристаллический рисунок, напоминающий морозный узор на стекле. Условий получения кристаллических глазурей довольно много.Далее...

Кристаллические глазури

Просмотров: 2463Комментарии: 0
Глазури и эмали

Ниже приведены наиболее характерные примеры кристаллических глазурей.

21. На кафедре керамики ЛВХПУ нами довольно тщательно отработан режим обжига низкотемпературной бессвинцовой кристаллической глазури типа авантюриновой.

Состав фритты (в %): кварц — 26,9; мел — 3,0; поташ — 14,1; кристаллическая бура — 54,3; сода — 1,7.

Сплавление фритты производят при 1000°С, после чего ее выливают в воду.Далее...